Немного истории об обряде венчания

Немного истории об обряде венчания
У славян в период язычества венчание проводилось в весеннее или осеннее время на фоне живописных картины природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну, где друзья и подружки надевали на их головы пышные венки из полевых цветов, а затем все вместе водили праздничные хороводы вокруг украшенной яркими лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали потешные игры с конкурсами и частушками.

Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: «Обручается, вокруг ракитного куста венчается». С приходом на Русь христианского вероучения народное венчание сменилось церковным — церемонией заключения брака по обряду православной церкви, в которой оно является одним из семи церковных таинств, установленным еще Богом-Творцом в Раю и принесенным в народ Иисусом Христом.

В православном браке каждому из супругов предписано занять свое место. Мужу надлежит быть главой семьи, отвечать за направление семейной жизни, за ее благополучие и прочность. «Да убоится жена мужа своего!», но не потому, что он держит ее в рабстве, а потому что является руководителем и устроителем семейного быта. Он должен ценить в жене лучшие качества, которыми для церкви являются скромность, целомудрие, стыдливость, не угнетать ее достоинства, терпимо относиться к ее слабостям. «Любящий свою жену муж любит себя самого». И муж, и жена должны вместе строить свой брак, не допуская, чтобы повседневная суета разрушила его великую духовную основу — их любовь, которая загорелась в них когда-то и повела по общему пути. Супруги должны жить друг для друга и стремиться наполнить каждый день той радостью, которую они испытали в первый день совместной жизни. Вступая в церковный брак, жених и невеста должны понимать всю ответственность принимаемого ими решения как для себя, так и для своих будущих детей.

Поэтому они должны ценить и искать друг в друге не внешние качества, не материальное состояние и высокое общественное положение, а внутреннюю связь между ними, взаимопонимание и уважение друг к другу, готовность любить друг друга всю жизнь.

Еще со времен Петра Первого вплоть до марта 1917г. для всех православных жителей Российского государства действительным считался только брак, заключенный в церкви путем венчания.

К этому обряду тщательно готовились. Вечером перед венчанием все подруги, родственницы невесты и сваха собирались на девичник. Подруги весь вечер развлекали невесту, пели песни, провожая ее в новую жизнь. Родственники одаривали молодую всеми деньгами, имеющимися в их кармане. Сваха приносила подарки от жениха и его родителей.

И вот наступал торжественный день.
С рассветом подруги приходили в дом к невесте, чтобы нарядить ее к венцу, помочь родителям и другим родственникам подготовить дом к приезду молодых супругов после церкви. Обряжая невесту, девушки должны были соблюдать определенные правила. Они втыкали булавки и иголки без головок в подол платья, клали в карман острые ножницы, чтобы уберечь ее от дурного глаза, так как именно в этот день она была наиболее уязвима. Платье обязательно должно было быть самым новым и самым нарядным. Волосы всегда заплетали в тугие косы.

Отец невесты встречал жениха и дружку у порога и вел их в дом. На их пути соседи и друзья молодых устраивали всевозможные препятствия и подвохи, за которые жених должен был платить выкуп. Выкупал он и свою суженую, а также место за столом рядом с ней. После выкупа молодые отправлялись в церковь. Венчание всегда проходило в храме.

Лицо невесты на протяжении всего пути было закрыто от посторонних глаз платком или фатой. Их она снимала только после того, как священник надевал на молодых венцы. При входе в церковь следили, кто из молодых первым ступит на праздничное полотно перед алтарем. Считалось, что именно он станет главой будущей семьи. Во время церемонии обручения, которая предшествовала венчанию, священник спрашивал у вступающих в брак, добровольно ли их согласие вступить в брак, и надевал им освященные кольца. Во время самого венчания звучали праздничные песнопения церковного хора, священник благословлял общую чашу, и молодые троекратно должны были вкусить из нее вино, разбавленное водой. Затем на головы молодых возлагались священный покров и венцы. Священник соединял их руки и троекратно обводил вокруг аналоя. После этого жених и невеста обменивались обручальными кольцами.

Пока шло венчание, родственники украшали лентами, цветами и колокольчиками свадебный поезд у церкви. На протяжении всей церемонии жених и невеста не должны были смотреть друг другу в глаза, чтобы не навлечь измен и сглаза на свое семейное счастье. Согласно старой примете первым из супругов умрет тот, чья венчальная свеча сгорит первой. Плохими знаками считались ветер, который мог затушить свечи, и падение венцов из рук тех, кто держал их над головами молодых. Но люди старались не обращать внимания на дурные приметы, ведь это был все же радостный праздник. Когда обряд венчания заканчивался, молодых супругов осыпали зерном и хмелем, говорили добрые напутствия и усаживали на свадебный поезд, который мчался к дому невесты, где ее мать и отец уже были готовы к приему гостей. Поезд под звон колокольчиков сначала объезжал центральные улицы, затем весь город по кругу и только после этого направлялся в дом, где для супругов и гостей был накрыт праздничный стол. Отец встречал молодых с иконой в руках, а мать — с большим ржаным караваем и солью в серебряной солонке. Молодые по обычаю кланялись, принимая благословение, и поочередно по 3 раза целовали мать и отца. Гостей угощали игристым вином, пряниками. А сами гости складывали на специальный поднос свои подарки молодым. На другой поднос, который стоял перед супругами, ставили сосуды с вином, медом и бражкой. Когда гость подходил, чтобы отдать подарок, молодая жена наливала ему в бокал немного из каждого сосуда. Свадебный пир глубоко уходит своими корнями в древние времена. Он устраивался с разной степенью пышности согласно обычаям сословия, к которому принадлежали жених с невестой. Застолье начинал самый почетный из присутствующих гостей, которого называли свадебным генералом. Он-то и должен был произнести первый тост за молодых, поднять свой бокал и громко крикнуть: «Горько!»

На свадьбы людей из дворянских и купеческих семей хозяева специально для праздника приглашали артистов для театрализованного представления. А на свадебных торжествах у представителей среднего сословия гости и родственники устраивали пение под гитару. Простой люд веселился, распевая жизнерадостные и веселые частушки, порой недвусмысленного содержания. После окончания застолья молодые, по традиции, уходили ночевать в дом жениха, где для них уже были готовы постель и кружевные ночные сорочки. Вместе с первой брачной ночью заканчивалась свадьба.

На второй день празднования свадьбы люди звали только самых близких родственников. И за праздничным столом второго дня молодая супруга дарила подарки своим новым родственникам. По окончании свадьбы начиналась визитная неделя. За эти 7 дней новобрачные должны были объехать всех родных и знакомых с официальными пятнадцатиминутными визитами, а также каждый день принимать у себя желающих их поздравить. По этому поводу устраивалось традиционное угощение — чай со всевозможными сладостями и десертами.

Всю эту неделю молодые должны были рассылать своим новым родственникам и друзьям рекомендательные письма. По ним судили о воспитанности, образованности и уме молодых супругов, поэтому письмам придавалось большое значение. Их составляли тщательно, чтобы показать себя только с лучшей стороны. С визитной неделей прекращались все послесвадебные мероприятия, и молодые могли уже спокойно начинать свою семейную жизнь.